Претензионно-исковая работа

Претензионно-исковая работа

Претензионно-исковая работа

Претензионно-исковая работа – это конкретные действия, которые предпринимает в рамках действующего законодательства организация по предъявлению претензии или урегулирования ситуации, связанной с претензией, включая анализ и прогнозирования результата таких мер.

Что такое претензия?

Претензия – это юридический документ, на основе которого проводится досудебное разбирательство между сторонами. Претензионно-исковая работа проводится, чтобы разрешить конфликт на этапе переговоров, максимально быстро и эффективно для клиентов.

В тексте претензии (другое название – рекламация) описываются нарушения, совершенные контрагентом по время выполнения своих обязательств по определенной сделке, и выдвигаются конкретные требования, — компенсировать потери, устранить недостатки или оплатить штрафные санкции.

Ключевая цель претензионно-исковой работы – не допустить рассмотрение дела в суде, поскольку это усложнит конфликту ситуацию и затянет компанию в ненужные судебные тяжбы.

Способы разрешения претензий

Разрешить претензию можно двумя способами:

  • во время переговоров;
  • в письменной форме.

Чаще всего спор удается решить в ходе прямых переговоров. По итогу стороны заключают мировое соглашение. Для эффективности переговоров приглашают стороннего специалиста – юриста, который помогает найти компромисс, но и разъясняет последствия всех вариантов развития событий.

Другой вариант – претензионное урегулирование в письменной форме. Такие претензии, как правило, относятся к конкретным пунктам контракта, и в приложении прикреплены копии документов.

Если претензия не была удовлетворена в установленный национальным законодательством срок, это становится основанием для судебного рассмотрения и иск передается в суд первой инстанции.

Участники претензионно-исковой работы

Участников претензионного урегулирования каждая сторона назначает самостоятельно, конкретных требования со стороны законодателя в этом вопросе нет. В зависимости от специфики деятельности организации, ее поручают:

  • штатному юристу или юридическому отделу. Над претензией может работать сразу несколько юрконсультантов;
  • специалистам особого подразделения – отдела по претензионно-исковой работе.  Его стоит создавать, только если ваша компания очень часто сталкивается с рекламациями. В такой отдел обычно включают сотрудников юрдепартамента, экономиста или бухгалтера, а также специалистов в сфере, в которой вы работаете: для транспортной компании – логиста, строительной – инженера и т. д.
  • рабочей группе, в которую входят специалисты из разных сфер. Такое решение подойдет для разрешения сложных или нестандартных ситуаций.

Если ваша фирма сталкивается с претензиями не часто, а собственного юридического отдела нет, стоит нанять адвокатов для сопровождения разбирательства. Вести переговоры со второй стороной без консультаций и поддержки специалистов не стоит. Вы или согласитесь на невыгодные условия для вашей стороны, или не найдете общего решения со второй стороны и в итоге отправитесь в суд.

Этапы претензионной работы

Претензионную работу можно свести к следующим действиям:

  • участники анализируют полученные документы, оценивается и принимается решение о целесообразности разрешения конфликта в досудебном порядке;
  • собирается в полном объеме достоверная информация об объекте рекламации;
  • вырабатывается единая позиция клиента в споре;
  • проводятся переговоры, достигается общее решение, стороны подписывают мировое соглашение;
  • контроль за тем, как проходит урегулирование рекламации.

Задача юрисконсультанта – оценить и честно сказать клиенту, каковы шансы на успех в разбирательстве. А также составить план мероприятий, который повысят вероятность достижения успеха в разрешении конфликта в пользу вашей стороны.

Анализируйте претензии и исправляйте ошибки

Главная цель претензионной-исковой работы – сократить количество претензий, исправить нарушения, уменьшить количество судебных разбирательств. Но для этого необходимо анализировать причины возникновения претензий.

Так, если причиной разбирательства стали размытые формулировки в контракте – нужно сразу проанализировать все типовые формы договоров и внести в них соответствующие корректировки. если причина тяжбы в неправильно оформленные бумагах на передачу товару – стоит провести дополнительное обучение персонала и провести для них разъяснительную работу. В ситуации, когда контрагент не выполнил свои обязательства, и вы не можете взыскать с него ущерб, необходимо усилить защиту своих интересов. То есть тщательно проверять контрагентов или работать только по предоплате.

Претензионно-исковая работа должна помогать вашей организации стать лучше. А также не повторять одних и тех же ошибок.

Поделиться на своей странице социальной сети: