Мелкие дорожно транспортные происшествия (ДТП)
Мелкие дорожные аварии в городе случаются часто. В результате – разбита фара, помято крыло, треснул пластмассовый бампер. Убытки возместят, если автомобиль застрахован. А если нет?
В подавляющем большинстве случаев виновник аварии не возражает немедленно заплатить за ущерб, а пострадавший готов принять денежную компенсацию. Но в какую сумму оценить повреждения?
Размер возмещения зависит от множества факторов:
- возраста автомобиля,
- способа ремонта (замена или восстановление детали),
- стоимости работ в автосервисе (“фирменный”, естественно, дороже “гаражного”),
- вероятности обнаружения скрытых дефектов и т. д.
Полностью учесть все обстоятельства и квалифицированно составить калькуляцию способен только эксперт-оценщик после подробного исследования машины. Однако чаще обходятся своими силами, смирившись с неизбежными ошибками в расчетах.
Повреждения авто
Сначала, протерев или вымыв пострадавший элемент, целесообразно внимательно осмотреть автомобиль внутри и снаружи. Лучше делать это в хорошо освещенном месте, глядя на поверхности кузова под разными углами. Цель проверки – определить объем и характер повреждений и убедиться, что:
- зазоры по периметру дверей, капота и багажника не изменились, на крыше не появились складки (вмятины), на вклеенных стеклах – трещины;
- как и раньше, открываются двери, поднимаются и опускаются их стекла;
- в моторном отсеке и багажнике сохранилась геометрия силовых элементов (лонжеронов) и целы агрегаты,
- расположенные в непосредственной близости от поврежденных наружных деталей;
- колеса не изменили своего положения относительно кузова, их диски и ободы, а также другие узлы подвески и рулевого управления (рычаги, тяги) не деформированы.
Если обнаружены признаки серьезных повреждений, разумно обратиться за помощью к специалистам. Иначе разница между самостоятельно определенной стоимостью ремонта и реальной может быть очень большая.
Если последствия аварии незначительны и решено “разойтись миром”.
В первой приведены средние розничные цены крупных магазинов на детали машин, наиболее часто страдающие в городской толчее. Во второй – стоимость их замены, рихтовочных (“жестянки”) и малярных работ.
Повреждение кузова
Ремонт элементов кузова обойдется дороже их замены, а значит, он не оправдан, если:
- деформирован каркас детали, нарушена его геометрия;
- порван металл (есть сквозные повреждения);
- повреждено недоступное для ремонта место (например, подобраться к нему мешает внутренний усилитель), очень сложно восстановить первоначальную форму детали или она деформирована на большой площади в труднодоступном месте;
- замяты или заломлены завальцованные углы или участки – чтобы выправить дефект, приходится развальцовывать по периметру весь автомобиль.
Возмещение ущерба
Наконец, полезно составить соглашение о возмещении ущерба (см. образец). Его можно написать от руки и на обычном листе бумаги. Юристы называют такую форму документа “простой письменной”.
Кстати, расхожее мнение о необязательности вызова полиции на место мелкой аварии – неверно:
- Во-первых, Правила дорожного движения однозначно требуют зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия в полиции.
- Во-вторых, справка из “органов” может служить дополнительным доказательством в суде, если виновник происшествия обещал рассчитаться позже, подписал соглашение с отсрочкой платежа, а потом передумал. Кроме того, она облегчит объяснения с инспектором дорожно-патрульной службы, заинтересовавшимся повреждениями еще не отремонтированного автомобиля.
Адвокатское бюро «Соболь и партнеры»