Претензионно-исковая работа
Претензионно-исковая работа – это конкретные действия, которые предпринимает в рамках действующего законодательства организация по предъявлению претензии или урегулирования ситуации, связанной с претензией, включая анализ и прогнозирования результата таких мер.
Что такое претензия?
Претензия – это юридический документ, на основе которого проводится досудебное разбирательство между сторонами. Претензионно-исковая работа проводится, чтобы разрешить конфликт на этапе переговоров, максимально быстро и эффективно для клиентов.
В тексте претензии (другое название – рекламация) описываются нарушения, совершенные контрагентом по время выполнения своих обязательств по определенной сделке, и выдвигаются конкретные требования, — компенсировать потери, устранить недостатки или оплатить штрафные санкции.
Ключевая цель претензионно-исковой работы – не допустить рассмотрение дела в суде, поскольку это усложнит конфликту ситуацию и затянет компанию в ненужные судебные тяжбы.
Способы разрешения претензий
Разрешить претензию можно двумя способами:
- во время переговоров;
- в письменной форме.
Чаще всего спор удается решить в ходе прямых переговоров. По итогу стороны заключают мировое соглашение. Для эффективности переговоров приглашают стороннего специалиста – юриста, который помогает найти компромисс, но и разъясняет последствия всех вариантов развития событий.
Другой вариант – претензионное урегулирование в письменной форме. Такие претензии, как правило, относятся к конкретным пунктам контракта, и в приложении прикреплены копии документов.
Если претензия не была удовлетворена в установленный национальным законодательством срок, это становится основанием для судебного рассмотрения и иск передается в суд первой инстанции.
Участники претензионно-исковой работы
Участников претензионного урегулирования каждая сторона назначает самостоятельно, конкретных требования со стороны законодателя в этом вопросе нет. В зависимости от специфики деятельности организации, ее поручают:
- штатному юристу или юридическому отделу. Над претензией может работать сразу несколько юрконсультантов;
- специалистам особого подразделения – отдела по претензионно-исковой работе. Его стоит создавать, только если ваша компания очень часто сталкивается с рекламациями. В такой отдел обычно включают сотрудников юрдепартамента, экономиста или бухгалтера, а также специалистов в сфере, в которой вы работаете: для транспортной компании – логиста, строительной – инженера и т. д.
- рабочей группе, в которую входят специалисты из разных сфер. Такое решение подойдет для разрешения сложных или нестандартных ситуаций.
Если ваша фирма сталкивается с претензиями не часто, а собственного юридического отдела нет, стоит нанять адвокатов для сопровождения разбирательства. Вести переговоры со второй стороной без консультаций и поддержки специалистов не стоит. Вы или согласитесь на невыгодные условия для вашей стороны, или не найдете общего решения со второй стороны и в итоге отправитесь в суд.
Этапы претензионной работы
Претензионную работу можно свести к следующим действиям:
- участники анализируют полученные документы, оценивается и принимается решение о целесообразности разрешения конфликта в досудебном порядке;
- собирается в полном объеме достоверная информация об объекте рекламации;
- вырабатывается единая позиция клиента в споре;
- проводятся переговоры, достигается общее решение, стороны подписывают мировое соглашение;
- контроль за тем, как проходит урегулирование рекламации.
Задача юрисконсультанта – оценить и честно сказать клиенту, каковы шансы на успех в разбирательстве. А также составить план мероприятий, который повысят вероятность достижения успеха в разрешении конфликта в пользу вашей стороны.
Анализируйте претензии и исправляйте ошибки
Главная цель претензионной-исковой работы – сократить количество претензий, исправить нарушения, уменьшить количество судебных разбирательств. Но для этого необходимо анализировать причины возникновения претензий.
Так, если причиной разбирательства стали размытые формулировки в контракте – нужно сразу проанализировать все типовые формы договоров и внести в них соответствующие корректировки. если причина тяжбы в неправильно оформленные бумагах на передачу товару – стоит провести дополнительное обучение персонала и провести для них разъяснительную работу. В ситуации, когда контрагент не выполнил свои обязательства, и вы не можете взыскать с него ущерб, необходимо усилить защиту своих интересов. То есть тщательно проверять контрагентов или работать только по предоплате.
Претензионно-исковая работа должна помогать вашей организации стать лучше. А также не повторять одних и тех же ошибок.