корпоративное управление

Система корпоративного управления

Что такое корпоративное управление?

Прежде всего корпоративное управление – это система менеджмента, которая сочетает в себе правила и принципы, которые способствуют достижению целей компании и удовлетворяют при этом потребности заинтересованных сторон. Появление данной формы управления было обусловлено улучшениями в развитии экономики, ослаблением конкуренции и процессами централизации производства.

Основные принципы корпоративного управления

В основе корпоративного управления лежат некоторые принципы, которые являют собой стойкий фундамент всей системы. Прежде всего они обусловлены проблемами, которые могут возникать при разделении собственности и/или власти над ней. Следование этим принципам способствует становлению продуктивных взаимоотношений между сторонами кооперативного управления. Среди этих принципов выделяют:

  • Подотчётность. В основе этого принципа лежит обязательство обосновать, но и предоставить письменные протоколы действий компании;
  • Прозрачность — готовность компании предоставлять достоверную информацию обо всех существенных фактах, касающихся его деятельности акционерам, а также другим заинтересованным сторонам;
  • Справедливость — равное обращение и права между всеми акционерами. Но помимо них, необходимо также обеспечить справедливое отношение ко всем заинтересованным сторонам: работникам, сообществам, государственным должностным лицам;
  • Ответственность. Под этим принципом имеется в виду, что совет директоров уполномочен действовать от имени компании, поэтому он должен взять на себя полную ответственность за предоставленные ему полномочия.

Преимущества  корпоративного  управления

Корпоративное управление как форма менеджмента крайне эффективная модель ведения бизнеса. Она имеет большой спектр преимуществ, среди которых:

  • обеспечение корпоративного успеха и экономического роста;
  • поддерживание доверия инвесторов, в результате чего компания увеличит свой капитал;
  • снижение капитальных затрат;
  • положительное влияние на цены акций;
  • стимулирование владельцев, а также руководителей к достижению целей, отвечающих интересам акционеров и организации;
  • формирование бренда и поддержка его развития.

Недостатки корпоративного управления

Но, как и в любой другой форме, корпоративное управление имеет ряд минусов. Таких как:

  • Возможность коррупции из-за расхождения интересов сторон;
  • Обработка большого количества документов в связи с отчетностью;
  • Сложность оформления.

Недостатки этой формы менеджмента крайне не велики и зачастую присутствуют в любой сфере ведения бизнеса. Однако, преимущества, которые компания может получить при выборе корпоративного управления могут приумножить успех фирмы в несколько раз.

Модели кооперативного управления

В каждой стране существует своя модель кооперативного управления, особенности которой обусловлены разными факторами. Однако среди них есть три наиболее распространенные:

  • англо-американская;
  • германская;
  • японская.

Составные элементы, которые определяются корпоративной моделью: основные участники корпоративной деятельности, структура акционерного капитала в данной стране, состав совета директоров, требования к раскрытию информации об акционерных корпорациях, которые зарегистрированы на бирже, а также корпоративные действия, требующие одобрения акционеров и т. д.

Англо-американская модель

Англо-американская модель управления делает акцент на правах и нуждах акционеров, которые могут выбирать весь состав совета директоров. Он, в свою очередь, направляет руководство компании.  Но здесь мы видим четкое разделение собственности и менеджмента.  Компанией управляют профессиональные менеджеры, которые имеют ничтожно малый пакет акций. Институциональные инвесторы, например, банки, являются портфельными инвесторами. Но когда они не удовлетворены деятельностью компании, они просто продают свои акции. Прежде всего эта модель является основой  корпоративного управления в Великобритании, Канаде, Америке, Австралии и других странах.

Германская модель

Согласно с германской моделью управления, работники являются одной из ключевых заинтересованных сторон в компании, но и должны иметь право участвовать в управлении компанией. Корпоративное управление осуществляется через два совета, поэтому ее еще называют двухуровневой. Первый —  Наблюдательный совет. Но и акционеры, и работники выбирают его членов.  Второй — Совет управляющих. Наблюдательный совет назначает Совет управляющих и контролирует его работу. Прежде всего эта модель распространена в Европе.

Японская модель

Японские компании мобилизуют значительную часть капитала через банковские и другие финансовые учреждения. Поскольку те имеют очень высокие ставки в бизнесе, они также тесно сотрудничают с руководством компании. Акционеры и основные банки вместе назначают Совет директоров и Президента. В этой модели наряду с инвесторами признаются интересы кредиторов.

В заключении нужно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки, корпоративная система управления считается одной из самых стабильных в мире.

Адвокатское бюро «Соболь и партнеры»